Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Московского областного суда от 15.04.2014 по делу N 3-59/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории Московской области">



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. по делу № 3-59/14

Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Л.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-59/14 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "С" о признании недействующим в части распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области"

установил:

общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - ООО "С") обратилось в Московский областной суд с заявлением о признании недействующим в части распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" (далее - Распоряжение).
Обосновывая свои требования, заявитель указал, что ООО "С" является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в сельском поселении Ермолинское Истринского района Московской области. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства.
Оспариваемым Распоряжением, указывает заявитель (строка 11763 раздела 31 "Истринский муниципальный район" приложения № 1) была утверждена кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка в размере <...> рублей, многократно превышающем прежнюю кадастровую стоимость, что привело к значительному увеличению земельного налога. Кроме того, утверждает заявитель существенное увеличение кадастровой стоимости земельного участка снижает спрос на него на рынке в условиях существующей конкуренции и ограничивает право ООО "С" как собственника участка на распоряжение им посредством продажи по более выгодной рыночной цене.
Заявитель полагает, что кадастровая стоимость принадлежащего ООО "С" земельного участка определена неправильно, с нарушением установленной законом процедуры ее оценки, с использованием недостоверных сведений о земельном участке и ненадлежащей методики кадастровой оценки.
Так, указывает заявитель, принадлежащий ему земельный участок неправомерно был включен в перечень земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, поскольку ООО "С" к подобным объединениям не относится. Вследствие этого при определении кадастровой стоимости данного земельного участка неправомерно была использована Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденная приказом Росземкадастра от 26 августа 2011 года № П/307, в то время как, по мнению заявителя, должны были использоваться Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 года № 445.
Заявитель утверждает, что Распоряжение в его оспариваемой части противоречит федеральным нормативным правовым актам, регулирующим оценочную деятельность, Гражданскому, Земельному, Налоговому кодексам РФ, федеральным законам "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственном кадастре недвижимости", Конституции РФ, а также нарушает права ООО "С" как налогоплательщика и ограничивает свободу экономической деятельности общества в сфере земельных отношений.
ООО "С" просит признать Распоряжение недействующим со дня принятия в части, касающейся указанного в строке с порядковым номером № 11763 раздела 31 "Истринский муниципальный район" приложения № 1 к этому Распоряжения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> местоположение участка: обл <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешено использование для дачного строительства, площадь <данные изъяты>., вид объединения: дачные, наименование объединения: объекты, расположенные в границах неустановленных дачных объединений Истринский муниципальный района <данные изъяты> удельный показатель кадастровой стоимости: <...> руб./кв. м, кадастровая стоимость земельного участка: <...> руб. (т. 1 л.д. 3-13).
Представитель ООО "С" - Х. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители Министерства экологии и природопользования Московской области П. и М.С., Министерства имущественных отношений - М.Л. и З., Правительства Московской области - Ч., администрации Истринского муниципального района Московской области - Д. требования заявителя не признали и пояснили, что оспариваемое Распоряжение принято в пределах компетенции Министерства экологии и природопользования Московской области, в соответствии с требованиями федеральных нормативных правовых актов и не нарушает права и законные интересы ООО "С". В удовлетворении заявления просят отказать. Представителями указанных заинтересованных лиц (за исключением Правительства Московской области) представлены также письменные возражения на заявление (т. 1 л.д. 72-73, 84-87, т. 2 л.д. 12-16, т. 2 л.д. 71-79, 83-87).
Суд, выслушав объяснения представителя заявителей, представителя заинтересованных лиц, исследовав материала дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (п. 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 год № 167-ФЗ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (ранее порядок проведения государственной оценки земель устанавливался Правительством РФ).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями).
Согласно указанному Федеральному закону под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суд или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 3).
Государственная кадастровая оценка включает в себя совокупность таких действий, как принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.11).
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (ст. 24.12).
Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя, в том числе требования к содержанию такого запроса. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета (ст. 24.13).
Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями данного Федерального закона, актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости (ст. 24.15).
Исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет (с. 24.16).
В течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости, а в течение десяти рабочих дней с даты утверждения результатов кадастровой стоимости - опубликовывает информацию об утвержденных результатах определения кадастровой стоимости (ст. 24.17, 24.18).
В соответствии с п. 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17 сентября 2007 года № 681/27 (в редакции, действовавшей на период проведения государственной кадастровой оценки и утверждения ее результатов оспариваемым Распоряжением), утверждение результатов кадастровой оценки и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области входило в компетенцию данного Министерства. Соответственно, в силу названных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в полномочия Министерства входило и принятие решения о проведении кадастровой оценки и выполнения функций заказчика данных работ.
В настоящее время выполнение всех указанных функций относится к полномочиям Министерства имущественных отношений Московской области (постановление Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года № 1045/54 "О внесении изменений в Положение о Министерстве имущественных отношений Московской области и в Положение о Министерстве экологии и природопользования Московской области).
Пунктами 10-10.5 Перечня мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 201102013 года" (приложение № 1, подпрограмма 1), утвержденной постановлением Правительства Московской области от 9 августа 2010 года № 646/34, предусматривались работы по государственной кадастровой оценке земель Московской области, ответственным органом за выполнение данных мероприятий являлось Министерство экологии и природопользования Московской области.
Судом установлено, что 10 января 2013 года Министерством экологии и природопользования Московской области был направлен запрос № 08-3 в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) о предоставлении Министерству перечней земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке по соответствующим видам земель, в том числе земель, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) и расположенные вне границ населенных пунктов (т. 2 л.д. 80).
5 февраля 2013 года Филиал ФГБУ "ФПК Россреестра" по Московской области представил Министерству экологии указанные перечни (письмо от 5 февраля 2013 года № 01-40/0059), в том числе в перечень земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства), вошел земельный участок заявителя (т. 2 л.д. 81-82).
8 февраля 2013 года Министерством экологии и природопользования Московской области было принято распоряжение № 34-РМ "О проведении государственной кадастровой оценки земель Московской области в 2013 году" (т. 1 л.д. 102).
19 августа 2013 года Министерством экологии и природопользования Московской области был заключен государственный контракт <...> с ООО "Ц" на выполнение работ по проведению государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (т. 1 л.д. 107). Контракт был заключен по результатам проведения конкурса (т. 2 л.д. 20-27).
Как следует из технического задания к названному государственному контракту, содержание работ состояло в определении кадастровой стоимости земельных участков на территории Московской области, исходя из их предназначения (вида разрешенного использования) - для садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) (п. 2.1) (т. 1 л.д. 108-110).
По результатам проведенных работ исполнителем 15 октября 2013 года был составлен отчет <...> (т. 1 л.д. 117-253).
На указанный отчет 17 октября 2013 года было дано положительное заключение <...> саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости - некоммерческим партнерством "С.С" (т. 1 л.д. 93-100). Экспертиза проводилась в соответствии с требованиями ст. 24.16 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям данного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
После принятия отчета об определении кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями ст. 24.17, 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты государственной кадастровой оценки были утверждены оспариваемым распоряжением Министерства экологии и природопользования от 26 ноября 2013 года № 564-РМ (т. 1 л.д. 19-21, 22), опубликованным в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" № 223 от 27 ноября 2013 года и 26 ноября 2013 года - на официальном сайте Министерства.
Проанализировав приведенные нормы федерального законодательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем Распоряжение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, в полном соответствии с требованиями федерального законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя о том, что ООО "С" Распоряжением неправомерно было отнесено к дачным объединениям и о неправомерности в связи с этим применения при оценке кадастровой стоимости земельного участка принадлежащего обществу Методики, применяемой к подобным объединениям, не могут служить основаниям для признания Распоряжения в оспариваемой части недействующим.
Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий ООО "С", имеет вид разрешенного использования - для дачного строительства в составе земель сельскохозяйственного назначения (т. 1 л.д. 24).
В силу положений п. 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 и п. 18 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по их целевому назначению и виду функционального использования (виду разрешенного использования).
Как следует из материалов дела, Министерство экологии и природопользования Московской области в своем запросе от 10 января 2013 года просило филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области сформировать перечень земельных участков, подлежащих государственной оценке, исходя именно из вида разрешенного использования, а не из принадлежности участка к какому-либо объединению (т. 2 л.д. 80.). Именно таким образом (исходя из вида разрешенного использования земельного участка), данный перечень и был сформирован филиалом ФГБУ "ФКП Росреестр" по Московской области, что подтверждается соответствующей выпиской (т. 2 л.д. 29). В техническом задании к государственному контракту на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель от 18 августа 2013 года содержание работ также определено исходя из вида разрешенного использования земельных участков (п. 2.1) (т. 1 л.д. 108).
Как пояснила в судебном заседании представитель Министерства экологии и природопользования, название оспариваемого Распоряжения от 26 ноября 2013 года № 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Московской области" является несколько некорректным, однако это не влияет на содержание данного нормативного акта - акта, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) и расположенных вне границ населенных пунктов независимо от их принадлежности к какому-либо объединению.
То обстоятельство, что при осуществлении государственной оценки земельного участка заявителя была применена не та методика, которая, по мнению заявителя должна была применяться, не свидетельствует о незаконности оспариваемого Распоряжения, принятого уполномоченным органом в полном соответствии с требованиями нормативных правовых актов имеющим большую юридическую силу.
В силу положений ст. 14 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и п. 9 ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, выбор подходов, методов и моделей для определения кадастровой стоимости осуществляется оценщиком самостоятельно. При определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательственного значения (п. 14).
Фактически доводы заявителя сводятся к оспариванию достоверности результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ООО "С" земельного участка, которая утверждена оспариваемым Распоряжением. Однако проверка достоверности данных о кадастровой стоимости производится посредством рассмотрения соответствующих споров с учетом особенностей, установленных ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 346-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 24.19 названного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО "С".
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Общества с ограниченной ответственностью "С" о признании недействующим в части распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года № 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.

Судья
М.Г. Власова


------------------------------------------------------------------