Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Московского областного суда от 15.05.2014 по делу N 3-13/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Закона Московской области от 25.03.2011 N 34/2011-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей">



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2014 г. по делу № 3-13/14

Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Г.С.Б.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.С.Н. о признании частично недействующим Закона Московской области от 25 марта 2011 года № 34/2011-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей",

установил:

Бывший военнослужащий Ш.С.Н., уволенный с военной службы до 01 января 2005 года и не обеспеченный жилой площадью по избранному постоянному месту жительства в Московской области, обратился в Московский областной суд с заявлением о признании частично недействующим Закона Московской области от 25 марта 2011 года № 34/2011-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей" (далее - Закон МО № 34/2011-ОЗ).
Ш.С.Н. просил признать частично недействующими с момента принятия:
- положения подпункта 3 пункта 2 статьи 3 Закона МО № 34/2011-ОЗ, а именно слова "перечень которых определяется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным осуществлять мероприятия по обеспечению граждан и совместно проживающих членов семьи жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом (далее - уполномоченный орган)" - в той мере, в какой подтверждение гражданами, уволенными с военной службы до 2005 года, их статуса гражданина не предусмотрено в качестве условия предоставления жилых помещений положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 10 декабря 2010 года № 342-ФЗ, а также в той мере, в какой вышеуказанные слова влекут недействительность документов, подтверждающих статус гражданина и представленных органу местного самоуправления и до 01 января 2005 года и после 01 января 2005 года, перечень которых устанавливался ранее действовавшими правовыми актами;
- положения подпункта 4 пункта 2 статьи 3 Закона МО № 34/2011-ОЗ, согласно которому жилые помещения на территории Московской области в соответствии с Федеральным законом предоставляются гражданам, которые избрали форму обеспечения жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом и письменно известили об этом уполномоченный орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, - в той мере, в какой на его основе правоприменители воспринимают в качестве письменного уведомления о выбранной форме предоставления жилого помещения исключительно ту письменную форму, которая утверждена приложением № 1 к распоряжению Министерства строительного комплекса Московской области от 09 февраля 2011 года № 70 и игнорируют уведомление уполномоченного органа местного самоуправления о выбранной гражданином форме обеспечения жилым помещением в соответствии с Федеральным законом, совершенное в простой письменной форме.
В обоснование заявленных требований Ш.С.Н. ссылался на то, что оспариваемые положения подпункта 3 пункта 2 статьи 3 Закона МО № 34/2011-ОЗ, наделяющие полномочиями центральный исполнительный орган государственной власти Московской области определять перечень документов, подтверждающих статус граждан, противоречат положениям статей 2 и 3 Федерального закона от 10 декабря 2010 года № 342-ФЗ, пункту 2.1 статьи 15 и статье 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона № 342-ФЗ), не предусматривающих наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями определять дополнительные условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Ш.С.Н. ссылался также на то, что подпункт 4 пункта 2 статьи 3 Закона МО № 34/2011-ОЗ противоречит взаимосвязанным положениям статей 2 и 3 Федерального закона № 342-ФЗ, пункту 2.1 статьи 15 и статье 15.1 Федерального закона № 76-ФЗ, которые не наделяют органы государственной власти субъектов РФ полномочиями определять условия предоставления жилых помещений и не лишают юридической силы простое письменное уведомление о выбранной гражданином форме обеспечения жилым помещением.
По утверждению Ш.С.Н. при принятии указанных положений Закона МО № 34/2011-ОЗ Московская областная Дума, установив дополнительные условия обеспечения жилыми помещениями указанных категорий граждан, превысила предоставленные ей Федеральным законом полномочия.
Заявитель Ш.С.Н. указывал, что оспариваемые им положения нормативного правового акта нарушают его право на обеспечение жилым помещением в избранном постоянном месте жительства - г. Красногорске Московской области - в порядке и на условиях, предусмотренных указанными нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Представители заинтересованных лиц: Московской областной Думы, Губернатора Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области возражали против удовлетворения заявленных требований, считали, что Закон МО № 34/2011-ОЗ в оспариваемой части не противоречит законодательству Российской Федерации и не нарушает права Ш.С.Н.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления Ш.С.Н., суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд исходит из следующего.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно частям 2, 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в его части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон № 76-ФЗ).
Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ (введен с 01 января 2011 года Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Кроме того, пункт 2.1 ст. 15 Закона устанавливает, что размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1-3 статьи 15.1, а размер единовременной денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
Положениями статьи 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: 1) передача жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (п. 1). Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2).
В целях реализации указанных положений федерального законодательства Московской областной Думой постановлением от 17 марта 2011 года № 3/149-П принят Закон Московской области от 25 марта 2011 года № 34/2011-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей" (Закон МО № 34/2011-ОЗ).
Закон опубликован в официальном издании - газете "Ежедневные новости. Подмосковье", № 54, 01 апреля 2011 года.
Предметом регулирования Закона МО № 34/2011-ОЗ - как указано в статье 1 - является установление порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", за счет средств федерального бюджета. Закон наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов Московской области государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом.
Пункт 2 ст. 3 Закона устанавливает совокупность действий, необходимых для осуществления имеющегося в соответствии с Федеральным законом права на обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан.
В том числе, согласно оспариваемым Ш.С.Н. положениям п. 2 ст. 3 Закона жилые помещения на территории Московской области предоставляются:
- гражданам, которые предоставили в уполномоченный орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, документы, перечень которых определяется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным осуществлять мероприятия по обеспечению граждан и совместно проживающих членов семьи жилыми помещениями в соответствии с федеральным законом, подтверждающие статус гражданина (п.п. 3);
- гражданам, которые избрали форму обеспечения жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом и письменно известили об этом уполномоченный орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.п. 4).
Исследовав доводы Ш.С.Н. суд не усматривает в оспариваемых нормах Закона МО № 34/2011-ОЗ противоречий федеральному законодательству.
Так, положения п.п. 3 п. 2 ст. 3 Закона МО № 34/2011-ОЗ в части слов: "перечень которых определяется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным осуществлять мероприятия по обеспечению граждан и совместно проживающих членов семьи жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом" полностью соответствуют положениям п. 1 и п. 2 ст. 3 Федерального закона № 342-ФЗ, которыми установлены передаваемые органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по осуществлению обеспечения указанных в Федеральном законе граждан жилыми помещениями (п. 1), а также право определять законодательством субъекта Российской Федерации порядок предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом (п. 2).
При этом самим Законом МО № 34/2011-ОЗ не установлен перечень документов, подтверждающих статус гражданина, а также периодичность, однократность или многократность их предоставления, не установлены какие-либо особенности предоставления этих документов в зависимости от времени постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Указанный перечень документов, подтверждающих статус гражданина, содержится в принятом - в соответствии с п. 9, п. 10 ст. 3 Закона МО № 34/2011-ОЗ - Порядке формирования органами местного самоуправления Московской области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - Порядок), который утвержден распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 09 февраля 2011 года № 70 (опубликован в издании "Ежедневные новости. Подмосковье", № 162, 03 сентября 2011 года).
Оспаривая положения п.п. 4 п. 2 ст. 3 Закона МО № 34/2011-ОЗ, Ш.С.Н. просит признать их незаконными и недействующими "в той мере, в какой на его основе правоприменители воспринимают в качестве письменного уведомления о выбранной форме жилого помещения исключительно ту письменную форму, которая утверждена приложением № 1 к Порядку, утвержденному распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 09 февраля 2011 года № 70".
Между тем, оспариваемая норма не устанавливает каких-либо требований к оформлению письменного уведомления.
Письменное уведомление об избранной форме обеспечения жилым помещением в соответствии с федеральным законом является документом, подтверждающим волеизъявление гражданина, имеющее правовое значение.
Указанная оспариваемая норма не допускает неоднозначного толкования и не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе ст. 1 Федерального закона № 342-ФЗ, на которую ссылается заявитель.
Не может быть признан состоятельным довод Ш.С.Н. о том, что оспариваемыми нормами Закона МО № 34/2011-ОЗ установлены дополнительные условия обеспечения жилыми помещениями, что превышает предоставленные Московской областной Думе Федеральным законом полномочия, а именно: определять законодательством субъектов Российской Федерации лишь порядок, но не условия предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма либо предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Федеральным законодательством определены условия, совокупность которых влечет для установленной законом категории граждан возникновение права на обеспечение жилыми помещениями в установленной Федеральным законом форме.
Оспариваемые положения Закона МО № 34/2011-ОЗ устанавливают не условия, а - как указано в ст. 1 Закона - именно порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, т.е. перечень действий, которые необходимо произвести для осуществления уже возникшего права этих граждан на обеспечение жилыми помещениями.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Закон Московской области от 25 марта 2011 года № 34/2011-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей" принят Московской областной Думой в пределах предоставленной ей компетенции, в оспариваемой Ш.С.Н. части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований Ш.С.Н. о признании частично недействующим Закона Московской области от 25 марта 2011 года № 34/2011-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членам их семей" - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционных жалоб, представления через Московский областной суд.

Судья
Л.А. Найденова


------------------------------------------------------------------