Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Мособлсуда от 24.12.2014 по делу N 33-28708/2014 <Об оставлении без изменения решения Балашихинского городского суда МО от 15.10.2014, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим решения Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 31.03.2014 N 63/534 "О внесении изменений в Устав городского округа Балашиха">



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. по делу № 33-28708/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Чиченевой Н.А.,
при секретаре М.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 декабря 2014 года апелляционную жалобу Г.А.А. на решение Балашихинского городского суда Московской области от 15 октября 2014 года по делу по заявлению Г.А.А. о признании недействующими подпунктов 5, 6 пункта 1 и пункта 2 решения Совета депутатов городского округа Балашиха от 31.03.2014 № 63/534 "О внесении изменений в Устав городского округа Балашиха".
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Г.А.А., представителя Совета депутатов городского округа Балашиха - Д.И.В.,
заключение прокурора Ковалева Е.А., полагающего решение суда подлежащим оставлению без изменения,

установила:

Пунктом 1 решения Совета депутатов городского округа Балашиха от 31.03.2014 № 63/534 "О внесении изменений в Устав городского округа Балашиха" решено внести в Устав городского округа Балашиха, принятый решением Совета депутатов Балашихинского района Московской области от 27.05.1997 № 13/45 (с последующими изменениями и дополнениями), следующие изменения:
подпункт 5 - часть 1 статьи 22 изложить в следующей редакции:
"1. Совет депутатов городского округа состоит из 25 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет по пяти многомандатным избирательным округам.";
подпункт 6 - в статье 25:
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Глава городского округа избирается Советом депутатов городского округа из своего состава на срок полномочий Совета депутатов городского округа, принявшего решение о назначении лица на должность главы городского округа.
Глава городского округа считается избранным, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов Совета депутатов городского округа.
Глава городского округа исполняет полномочия председателя Совета депутатов городского округа."
б) дополнить частью 3.1 следующего содержания:
"3.1. Глава городского округа не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы.
Глава городского округа не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Глава городского округа не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.";
в) дополнить частью 3.2 следующего содержания:
"3.2. Глава городского округа не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью;
2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом городского округа в соответствии с федеральными законами и законами Московской области, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.";
г) дополнить частью 10.1 следующего содержания:
"10.1. Полномочия главы городского округа прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случае:
1) несоблюдения главой городского округа, его (ее) супругой(ом) и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";
2) установления в отношении избранного на муниципальных выборах главы городского округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда глава городского округа был зарегистрирован в качестве кандидата на выборах главы городского округа.";
д) дополнить статью частью 13 следующего содержания:
"13. Глава городского округа несет ответственность за организацию и создание условий по защите государственной тайны, за соблюдение установленных законодательством ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну".
Пунктом 2 решения от 31.03.2014 № 63/534 предусмотрено, что в решении Совета депутатов городского округа Балашиха от 21.12.2012 № 48/399 "О внесении изменений в Устав городского округа Балашиха":
а) пункт 12, подпункт "а" пункта 15, подпункт "б" пункта 18 части 1 признать утратившими силу;
б) в части 2 слова "Пункт 12, подпункт "а" пункта 15, подпункт "б" пункта 18" исключить.
Данное решение опубликовано в газете "Факт" 23.04.2014 за № 29, зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области 18.04.2014, регистрационный номер RU 503150002014001.
Г.А.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующими подпунктов 5, 6 пункта 1 и пункта 2 решения Совета депутатов городского округа Балашиха от 31.03.2014 № 63/534 "О внесении изменений в Устав городского округа Балашиха", ссылаясь на то, что является избирателем городского округа Балашиха, членом политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (возглавляет Балашихинское районное отделение Московского областного отделения КПРФ), депутатом Совета депутатов городского округа Балашиха 2009-2014 годов. По утверждению заявителя, текст оспариваемого решения не соответствует тексту проекта решения о внесении изменений в Устав городского округа, опубликованного в СМИ в феврале 2014 года (приложение к решению Совета депутатов городского округа Балашиха от 04.02.2014 № 61/520), и являвшегося предметом обсуждения на публичных слушаниях 12.03.2014. Кроме того, он не соответствует и тексту решения, которое выносилось на голосование на заседании Совета депутатов городского округа Балашиха 31.03.2014; замечания прокуратуры на проект решения о внесении изменений в Устав депутатам не раздавались. По утверждению заявителя, оспариваемое решение нарушило его избирательные права, так как лишило права избирать главу округа на прямых выборах, баллотироваться на эту выборную должность непосредственно путем выдвижения от Балашихинского районного отделения КПРФ, а также быть кандидатом в Совет депутатов городского округа Балашиха по одному из двенадцати одномандатных избирательных округов, а, будучи включенным в партийный список, и по единому избирательному округу.
В судебном заседании Г.А.А. поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Совета депутатов городского округа Балашиха возражал против удовлетворения заявления.
Участвующий в деле прокурор просил в удовлетворении заявления отказать.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 15 октября 2014 года в удовлетворении заявленных Г.А.А. требований отказано.
В апелляционной жалобе Г.А.А. просит об отмене данного решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции праве обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Обращаясь в суд с заявлением, Г.А.А. ссылается на нарушение процедуры принятия нормативного правового акта - решения о внесении изменений в устав муниципального образования, а также на нарушение своих избирательных прав.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
При этом в силу части 6 указанной статьи численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
7 человек - при численности населения менее 1000 человек;
10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.
Согласно ст. 4 Закона Московской области от 4.06.2013 № 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" избирательная система, применяемая в конкретном муниципальном образовании, определяется им самостоятельно на основании Федерального закона, настоящего Закона и закрепляется в уставе муниципального образования. Если уставом муниципального образования предусмотрены выборы главы муниципального образования, то указанные выборы проводятся по единому избирательному округу. Выборы депутатов Советов депутатов, других должностных лиц местного самоуправления проводятся по одномандатным избирательным округам, многомандатным избирательным округам, по единому избирательному округу.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения Совета депутатов городского округа Балашиха от 31.03.2014 № 63/534) глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что с принятием оспариваемого решения о внесении изменений в Устав городского округа Балашиха, касающихся изменения порядка избрания главы городского округа и депутатов Совета депутатов городского округа, избирательные права избирателя (как активное, так и пассивное) нарушены не были, так как и федеральное законодательство, и законодательство Московской области предусматривают возможность избрания главы округа как непосредственно на муниципальных выборах, так и представительным органом муниципального образования из своего состава. Одновременно, поскольку законодатель предусмотрел, что именно в Уставе муниципального образования закрепляется его избирательная система, Совет депутатов городского округа Балашиха вправе был установить, что Совет депутатов городского округа состоит из 25 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по пяти многомандатным избирательным округам.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься, в том числе, проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами
При этом в силу ч. 4 ст. 44 Закона проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Из материалов дела усматривается, что проект решения Совета депутатов городского округа Балашиха "О внесении изменений в Устав городского округа Балашиха" (приложение к решению Совета депутатов от 04.02.2014 № 61/520) был опубликован в газете "Факт" от 07.02.2014, № 9 (л.д. 35).
При этом содержание пп. 5 п. 1 проекта решения полностью идентично содержанию пп. 5 п. 1 оспариваемого заявителем решения.
Действительно, содержание пп. 6 п. 1 и п. 2 решения в окончательной редакции претерпели определенные текстуальные изменения по сравнению с проектом от февраля 2014 года.
Прежде всего, подпункт 6 был дополнен указанием ("а") на изложение части 2 статьи 25 действующего Устава городского округа в следующей редакции: "2. Глава городского округа избирается Советом депутатов городского округа из своего состава на срок полномочий Совета депутатов городского округа, принявшего решение о назначении лица на должность главы городского округа. Глава городского округа считается избранным, если за него проголосовало более половины от установленной численности депутатов Совета депутатов городского округа. Глава городского округа исполняет полномочия председателя Совета депутатов городского округа.".
Вместе с тем, сравнительный анализ содержания первоначального проекта решения и содержания решения Совета депутатов от 31.03.2014 № 65/534 позволяет сделать вывод, что правотворческая деятельность представительного органа в рассматриваемом случае всегда преследовала единую цель: закрепить в Уставе городского округа иной порядок избрания главы округа, - самими депутатами из своего состава. Эта цель четко прослеживается в том проекте, который был опубликован в СМИ в феврале 2014 года, эта цель доводилась до сведения граждан городского округа на проводившихся публичных слушаниях, эта цель не могла быть не известна заявителю как депутату Совета депутатов городского округа Балашиха.
Изначально депутаты избрали неверную конструкцию правового акта по внесению изменений в Устав муниципального образования: они пытались вернуться к прежнему (существовавшему до 2013 года) порядку избрания главы округа путем внесения изменений в решение Совета депутатов городского округа Балашиха от 21.12.2012 № 48/399 "О внесении изменений в Устав городского округа Балашиха". Однако после получения замечаний прокуратуры, справедливо отметившей, что недопустимо вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его акт, представительный орган на своем заседании, не меняя суть вносимых в Устав изменений, предложил юридически правильную их конструкцию, которая в итоге - по результатам коллективного и свободного обсуждения и была поставлена на голосование как окончательный вариант решения.
Решение Совета депутатов городского округа Балашиха от 31.03.2014 № 63/534 было принято с соблюдением установленной Регламентом Совета депутатов городского округа Балашиха процедуры и при необходимом кворуме голосов.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются как выпиской из протокола № 63 заседания Совета депутатов городского округа Балашиха от 31.03.2014 (л.д. 47-51), так и расшифровкой аудиовидеозаписи заседания, представленной самим заявителем (л.д. 39-41).
При таких данных суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что принятое Советом депутатов городского округа Балашиха 31.03.2014 решение № 63/534 о внесении изменений в Устав городского округа принято компетентным органом, не противоречит федеральному законодательству и иным правовым актам, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В этой связи суд первой инстанции правомерно отклонил заявленные Г.А.А. требования.
Доводы апелляционной жалобы заявителя аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения и оценки последнего и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, собранных доказательств и выводов суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балашихинского городского суда Московской области от 15 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


------------------------------------------------------------------