Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Московского областного суда от 17.06.2014 по делу N 3-72/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Закона Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма">



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2014 г. по делу № 3-72/14

Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Г.С.Б.,
с участием прокурора Тришиной В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.С.Н. о признании частично недействующим Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма",

установил:

Бывший военнослужащий Ш.С.Н., уволенный с военной службы до 01 января 2005 года и не обеспеченный жилой площадью по избранному постоянному месту жительства в Московской области, обратился в Московский областной суд с заявлением о признании частично недействующим Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Закон МО № 260/2005-ОЗ).
Ш.С.Н. просил признать частично недействующими с момента принятия положения части 2 статьи 1 Закона МО № 260/2005-ОЗ, а именно: в части, освобождающей органы местного самоуправления муниципального района от обязательного включения в состав общественной жилищной комиссии представителя территориального военного комиссариата при решении жилищных вопросов граждан, уволенных с военной службы.
В обоснование заявленных требований Ш.С.Н. ссылался на то, что оспариваемые положения части 2 статьи 1 Закона МО № 260/2005-ОЗ противоречат подпункту "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054 и части 2 пункта 4 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных названным постановлением (далее - Правила).
Заявитель Ш.С.Н. указывал, что оспариваемые им положения нормативного правового акта создают угрозу нарушения его прав на обеспечение жилым помещением в избранном постоянном месте жительства - г. Красногорске Московской области.
Представители заинтересованных лиц: Московской областной Думы, Губернатора Московской области возражали против удовлетворения заявленных требований, считали, что Закон МО № 260/2005-ОЗ в оспариваемой части не противоречит законодательству Российской Федерации и не нарушает права Ш.С.Н.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления Ш.С.Н., суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд исходит из следующего.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно частям 2, 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в его части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных правоотношений разграничены Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ).
В силу ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего кодекса, принятых в соответствии с настоящим кодексом других федеральных законов.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится в том числе определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 7 ст. 13 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В порядке реализации указанных положений федерального законодательства Московской областной Думой принят Закон Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (Закон МО № 260-ОЗ).
Закон опубликован в официальном издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", № 240, 17 декабря 2005 года.
Т.о. Закон МО № 260/2005-ОЗ принят Московской областной Думой в пределах ее полномочий, в установленном порядке, опубликован в официальном издании.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон № 76-ФЗ).
Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ (введен с 01 января 2011 года Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Положениями статьи 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: 1) передача жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (п. 1). Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2).
Заявитель Ш.С.Н. оспаривает положения ч. 2 ст. Закона МО № 260/2005-ОЗ, согласно которому в органах местного самоуправления для рассмотрения вопросов принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и снятия с учета создаются общественные комиссии по жилищным вопросам. В состав общественных комиссий по жилищным вопросам включаются: должностные лица исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, депутаты представительного органа муниципального образования, представители организаций. Состав, полномочия и порядок работы общественных комиссий определяются органами местного самоуправления.
Как указывалось выше Ш.С.Н., обращаясь в суд с данным заявлением, полагает, что оспариваемая правовая норма - вопреки положениям ч. 2 п. 4 Правил - освобождает органы местного самоуправления, в частности органы местного самоуправления Красногорского муниципального района, от обязательного включения в состав общественной жилищной комиссии представителя территориального военного комиссариата.
Согласно п. 4 Правил вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных органами местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. При этом в норме содержится указание на то, что в состав общественной комиссии включаются в обязательном порядке представители территориальных военных комиссариатов.
Исследовав в судебном заседании доводы заявителя Ш.С.Н. суд не усматривает в оспариваемых нормах Закона МО № 260/2005-ОЗ противоречий федеральному законодательству.
Оспариваемая норма соответствует названным выше положениям федерального законодательства - прежде всего положениям Жилищного кодекса РФ, нормы которого в соответствии с ч. 8 ст. 5 Кодекса имеют большую юридическую силу в системе норм, регулирующих вопросы жилищного права, а также не противоречит нормам Федерального закона № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в действующей редакции и нормам федерального закона № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Суд находит заслуживающими внимания доводы представителя Московской областной Думы о том, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право регламентировать вопросы деятельности федеральных органов власти, в том числе военных комиссариатов, являющихся территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, и, следовательно, императивным образом устанавливать в законах субъектов Российской Федерации обязанность их включения в состав общественной комиссии по жилищным вопросам
Оспариваемая Ш.С.Н. норма по ее буквальному смыслу не исключает возможность включения в состав общественной жилищной комиссии представителя территориального военного комиссариата (по согласованию с военным комиссариатом).
Самим Ш.С.Н. представлено суду постановление администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 17 февраля 2011 года № 361, из текста которого усматривается, что в состав общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Одинцовского района входит представитель отдела военного комиссариата (по согласованию).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 342-ФЗ порядок предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Суд полагает заслуживающими внимания и доводы представителей заинтересованных лиц о том, что нормы Правил, на которые ссылается заявитель, в настоящее время применению не подлежат, поскольку соответствовали редакции ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ, действовавшей до 01 января 2005 года, и претерпевшей изменения в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Приведенные доводы представителей заинтересованных лиц соответствуют правовым позициям, высказанным в определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2009 года № 2-н-9/09. Согласно указанным правовым позициям нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению после 01 января 20054 года, противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат.
Суд также соглашается с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что оспариваемой Ш.С.Н. нормой Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005-ОЗ права Ш.С.Н. не нарушаются, поскольку он принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилья до 01 января 2005 года.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Закон Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" принят Московской областной Думой в пределах предоставленной ей компетенции, в оспариваемой Ш.С.Н. части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поэтому оснований для удовлетворения заявления Ш.С.Н. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований Ш.С.Н. о признании частично недействующим Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционных жалоб, представления через Московский областной суд.

Судья
Л.А. Найденова


------------------------------------------------------------------