Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Мособлсуда от 06.08.2014 по делу N 33-17191/2014 <Об оставлении без изменения решения Пушкинского городского суда МО от 20.05.2014, которым было удовлетворено заявление о признании частично недействующим решения Совета депутатов Пушкинского муниципального района МО от 19.09.2012 N 653/74 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий родителей , имеющих детей предшкольного возраста">



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. по делу № 33-17191/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Чиченевой Н.А., Редченко Е.В.,
при секретаре А.О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 августа 2014 года апелляционную жалобу Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области на решение Пушкинского городского суда Московской области от 20 мая 2014 года по делу по заявлению Пушкинского городского прокурора об оспаривании нормативного правового акта в части,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области - Ш.М.А., прокурора Коханка К.В.,

установила:

Пушкинской городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным пункта 1.3 Порядка выплаты компенсации родителям (законным представителям), имеющим детей предшкольного возраста, не обеспеченных местом в дошкольном образовательном учреждении, на предшкольную подготовку, утвержденного решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от 19.09.2012 № 653/74 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий родителей (законных представителей), имеющих детей предшкольного возраста".
В обоснование требований заявитель указал, что положения п. 1.3 Порядка ограничивают реализацию права родителей, не имеющих регистрацию по месту жительства на территории Пушкинского муниципального района, на получение компенсации. 10.02.2014 Пушкинской городской прокуратурой на пункт 1.3 Порядка был принесен протест, который отклонен решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от 26.02.2014 № 827/94.
В судебном заседании прокурор Байкова М.В. поддержала заявление, просила его удовлетворить.
Представитель Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области П.С.А. с заявлением не согласилась.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 20 мая 2014 года заявление Пушкинского городского прокурора удовлетворено.
Не согласившись с данным решением, Совет депутатов Пушкинского муниципального района Московской области подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Из материалов дела следует, что пунктом 2 решения Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от 19.09.2012 № 653/74 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий родителей (законных представителей), имеющих детей предшкольного возраста" (л.д. 9) утвержден Порядок выплаты компенсации родителям (законным представителям), имеющим детей предшкольного возраста, не обеспеченных местом в дошкольном образовательном учреждении, на предшкольную подготовку (л.д. 10-11).
Указанный нормативный правовой акт опубликован в межмуниципальной газете Пушкинского района "Маяк" от 24.10.2012 № 80 (л.д. 14).
В соответствии с п. 1.3 Порядка право на получение компенсации имеют родители (законные представители), зарегистрированные по месту жительства на территории Пушкинского муниципального района, имеющие детей предшкольного возраста, которые не получают дошкольную образовательную услугу в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Аналогичные положения содержатся в Уставе муниципального образования "Пушкинский муниципальный район".
В силу ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.
Статьей 27 Конституции РФ гарантировано право граждан на свободу передвижения.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
На территории Пушкинского муниципального района действует Положение о комплектовании муниципальных образовательных организаций Пушкинского муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которое утверждено постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 28.01.2014 № 163.
Данное Положение устанавливает единый порядок приема в муниципальные образовательные организации Пушкинского муниципального района, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также единый порядок перевода из одной образовательной организации в другую, при этом не связывает возможность получения дошкольного образования на территории Пушкинского муниципального района с регистрацией родителей (законных представителей) по месту жительства.
Признавая недействующим и не подлежащим применению со дня принятия пункт 1.3 Порядка выплаты компенсации родителям (законным представителям), имеющим детей предшкольного возраста, не обеспеченных местом в дошкольном образовательном учреждении, на предшкольную подготовку, утвержденного решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от 19.09.2012 № 653/74 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий родителей (законных представителей), имеющих детей предшкольного возраста", суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данный пункт противоречит Конституции РФ и вышеприведенным нормативным правовым актам, поскольку устанавливает ограничения на получение компенсации для родителей (законных представителей), имеющих детей предшкольного возраста, состоящих в очереди на получение путевки в дошкольные образовательные организации, проживающих на территории Пушкинского муниципального района Московской области, но не имеющих регистрации по месту жительства на территории района.
Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области были предметом исследования и надлежащей оценки суда первой инстанции, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пушкинского городского суда Московской области от 20 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


------------------------------------------------------------------