Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Мособлсуда от 08.12.2014 по делу N 33-27296/2014 <Об оставлении без изменения решения Мытищинского городского суда МО от 08.09.2014, которым удовлетворено заявление о признании частично недействующим решения Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района МО от 24.04.2014 N 58/6 "Об утверждении Порядка отлова безнадзорных собак на территории населенных пунктов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области">



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 декабря 2014 г. по делу № 33-27296/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Соколовой Н.М., Варламовой Е.А.,
при секретаре Г.П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 декабря 2014 г. апелляционную жалобу администрации городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области на решение Мытищинского городского суда Московской области от 8 сентября 2014 г. по делу по заявлению Мытищинского городского прокурора о признании недействующим Порядка отлова безнадзорных собак на территории населенных пунктов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области от 24 апреля 2014 г. № 58/6,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя администрации городского поселения Мытищи и Совета депутатов городское поселение Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области - Р.Н.В., прокурора Ковалева Е.А.,

установила:

Мытищинский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим полностью со дня его принятия Порядка отлова безнадзорных собак на территории населенных пунктов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области от 24 апреля 2014 г. № 58/6 (далее - Порядок отлова безнадзорных собак), опубликованного на официальном сайте городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области и в специальном выпуске газеты "Родники" от 7 мая 2014 г. № 70. Ссылался на то, что установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и входит в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а не органов местного самоуправления.
Решением Мытищинского городского суда Московской области от 8 сентября 2014 г. заявление Мытищинского городского прокурора удовлетворено, признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим Порядок отлова безнадзорных собак полностью со дня его принятия.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя администрации городского поселения Мытищи и Совета депутатов городское поселение Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области - Р.Н.В., прокурора Ковалева Е.А., судебная коллегия полагает, что основания для отмены решения суда отсутствуют.
Порядок отлова безнадзорных собак, как следует из его преамбулы, разработан в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-I "О ветеринарии", постановления Правительства Московской области от 6 декабря 2010 г. № 1069/57 "О мерах по предотвращению заболеваний бешенством на территории Московской области", Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 613, и направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия, охрану здоровья и жизни людей и животных.
Проанализировав действующее законодательство, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанный нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления за пределами его полномочий.
Согласно пунктам "б", "з" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" относит к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии защиту населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Пунктом 9.5 СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. № 54 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июля 2010 г. № 17891) установлено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, в силу приведенных нормативных положений полномочиями по установлению порядка отлова и содержания безнадзорных животных наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, как правильно указано в решении суда, в соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Вопреки указанному законоположению пункт 1.4 Порядка отлова безнадзорных собак предусматривает, что отлов и содержание безнадзорных собак производится за счет средств бюджета городского поселения Мытищи.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не наделяет органы местного самоуправления полномочиями как в области ветеринарии, так и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и не относит установление порядка осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, к вопросам местного значения.
С учетом изложенного суд первой инстанции, установив, что регулирование органом местного самоуправления отношений, связанных с отловом и содержанием безнадзорных собак, противоречит федеральному закону, правильно в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признал изданный нормативный правовой акт недействующим полностью со дня его принятия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что полномочия органов местного самоуправления по регулированию указанных отношений вытекают из положений статей 230 и 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, лишены правовых оснований. Данные правовые нормы определяют юридическую судьбу задержанных безнадзорных животных и порядок приобретения права собственности на них и не регулируют вопросы, связанные с установлением порядка отлова и содержания безнадзорных животных.
Необоснованны и ссылки на статьи 2, 14, 14.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые касаются проведения мероприятий по содержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории и не затрагивают вопросы, являющиеся предметом регулирования оспариваемого нормативного правового акта.
Нельзя согласиться и с доводом апелляционной жалобы о том, принятие органом местного самоуправления Порядка отлова безнадзорных собак основано на пункте 8.10.6 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 613, так как данный акт носит рекомендательный характер, не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве нормативного правового акта, устанавливающего права и обязанности граждан и организаций и не опубликован официально в таком качестве. Названный пункт содержит лишь рекомендацию осуществлять отлов бродячих животных специализированными организациями.
С учетом изложенного судебная коллегия признает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Мытищинского городского суда Московской области от 8 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


------------------------------------------------------------------